Вверх страницы
Вниз страницы

Amazing city

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Amazing city » Декоданс » Что такое декоданство?


Что такое декоданство?

Сообщений 1 страница 5 из 5

1

Декадентство

«Большая Советская Энциклопедия» (третье издание, 1969—1978):

(франц. decadence, от позднелат. decadentia — упадок), общее наименование кризисных явлений буржуазной культуры конца 19 — начале 20 вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, индивидуализмом. Ряд черт декадентского умонастроения отличает и некоторые направления искусства, которые объединяются термином модернизм.

Сложное и противоречивое явление, Д. имеет источником кризис буржуазного сознания, растерянность многих художников перед резкими антагонизмами социальной действительности, перед революцией, в которой они видели лишь разрушительную силу истории. С точки зрения декадентов, любая концепция общественного прогресса, любая форма социально-классовой борьбы преследуют грубо утилитарные цели и должны быть отвергнуты. «Самые великие исторические движения человечества представляются им глубоко „мещанскими“ по своей природе» (Плеханов Г. В., Литература и эстетика, т. 2, 1958, с. 475). Отказ искусства от политических и гражданских тем и мотивов декаденты считали проявлением свободы творчества. Декадентское понимание свободы личности неотделимо от эстетизации индивидуализма, а культ красоты как высшей ценности нередко проникнут аморализмом; постоянными для Д. являются мотивы небытия и смерти.

Как характерное веяние времени Д. не может быть отнесено целиком к какому-либо определенному одному или нескольким направлениям в искусстве. Умонастроения  Д. затронули творчество значительной части художников конца 19 — начале 20 вв., в том числе многих крупных мастеров искусства, творчество которых в целом не может быть сведено к Д. В наиболее отчётливом виде мотивы Д. впервые проявились в поэзии французского символизма — в творчестве т. н. «проклятых поэтов» (П. Верлен, А. Рембо, С. Малларме). Их идеи и настроения получили развитие у П. Валери, П. Клоделя, П. Фора, А. Жида и др. В Великобритании чертами Д. отмечено творчество прерафаэлитов (Д. Г. Россетти, Х. Хант и др.), а также близких к нимО. Бёрдсли и А. Суинберна. В Италии декадентские умонастроения отразились в творчестве Дж. Пасколи, А. Ориани, Г. Д’Аннунцио. Влияние  Д. сказалось также на творчестве таких крупных художников конца 19 — начала 20 вв., как О. Уайльд — в Великобритании, М. Метерлинк — в Бельгии, Г. Гофмансталь и Р. М. Рильке — в Австрии, М. Пруст — во Франции и др. Неприятие действительности, мотивы отчаяния и всеотрицания, тоска по духовным идеалам, принимавшие художественно выразительные формы у крупных художников, захваченных декадентскими настроениями, вызывали сочувствие и поддержку со стороны писателей-реалистов, сохранивших веру в ценности буржуазного гуманизма (Т. Манн, Р. Мартен дю Гар, У. Фолкнер).

В России  Д. отразилось в творчестве поэтов-символистов [прежде всего т. н. «старших» символистов 1890-х гг.: Н. Минского, Д. Мережковского, З. Гиппиус (критику см. в ст. Плеханова «Евангелие от декаданса»), затем В. Брюсова, К. Бальмонта], в ряде произведений Л. Н. Андреева, в сочинениях Ф. Сологуба и особенно в натуралистической прозе М. П. Арцыбашева, А. П. Каменского и др. Настроения  Д. получили особенное распространение после поражения Революции 1905-07. Писатели-реалисты (Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко, М. Горький), передовые литераторы и критики (В. В. Стасов, В. В. Боровский, Г. В. Плеханов) активно боролись с настроениями Д. в рус. искусстве и литературе. После Октябрьской революции эти традиции были продолжены советской литературной и художественной критикой.

Многие мотивы декадентского умонастроения стали достоянием разнообразных модернистских художественных направлений. Передовое реалистическое искусство, и прежде всего искусство социалистического реализма, развивается в постоянной борьбе с ними. Подвергая критике различные проявления упадочнических настроений в искусстве и литературе, марксистско-ленинская эстетика исходит при этом из принципов идейности, народности и партийности искусства.

Лит.: Плеханов  Г. В., Искусство и общественная жизнь, в его кн.: Искусство и литература, М., 1948; Толстой  Л. Н., Что такое искусство?, Полн. собр. соч., т. 30, М., 1951; Горький  М., Поль Верлен и декаденты. Собр. соч., т. 23, М., 1953; Воровский  В. В., Литературно-критические статьи, М., 1956; Гурмон  Р. де. Книга масок, пер. с франц., СПБ, 1913; Мережковский  Д. С., О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы, Полн. собр. соч., т. 18, М., 1914; Асмус  В. Ф., Философия и эстетика русского символизма, в кн.: Литературное наследство, т. 27-28, М., 1937; Verlaine  P., Les poètes maudits, P., 1900; Kahn  G., Symbolistes et décadents, P., 1902; AIbérès R. М., Bilan littéraire du 20 siècle, P., 1956; Roda  V., Decadentismo morale e decadentismo estetico, Bologna, [1966].

0

2

Декаданство

«Изобразительное искусство и фотография»

(франц. decadence, от позднелат. decadentia — упадок) Общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины 19 — начала 20 вв., отмеченных настроениями безнадёжности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Ряд черт декаданства отличает и некоторые направления 20 в., объединяемые понятием модернизм.

Сложное и противоречивое явление, декаданство имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами буржуазной действительности, перед революцией, в которой многие художники-декаденты видели слепую, разрушительную силу истории. С точки зрения представители декаданства, любые формы общественного прогресса и классовой борьбы преследуют грубо утилитарные цели и должны быть отвергнуты. Отказ искусства от политических и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Декадентское понимание свободы личности неотделимо от эстетизации индивидуализма, а культ красоты как высшей ценности порой проникнут аморализмом. Постоянными темами декаданства являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам. Наиболее полно черты декаданства проявились (в разной степени у различных художников) в литературе и искусстве прерафаэлитов, творчестве отдельных представителей символизма и стиля «модерн». Широкое распространение декаданство получило в России, особенно после Революции 1905—07 (в изобразительном искусстве они сказались в творчестве ряда мастеров объединения «Мир искусства» и «Голубая роза»).

0

3

Декадентство

«Литературная энциклопедия в 11 томах» (1929—1939):

ДЕКАДЕНТСТВО [«упадочничество», от французского «decadence» — упадок] — термин для обозначения лит-ого течения, появившегося во Франции в 80-х гг. XIX в. и в 90-х — 900-х возникшего в России, Германии и др. странах.

Брошенное враждебной этому течению критикой как уничижительное, отрицательное, это обозначение было подхвачено его представителями и превращено в лозунг. Наряду с Д. для обозначения этого общеевропейского течения поэзии и искусства употребляются также термины: «модернизм», «неоромантизм», «символизм». Из этих терминов — «модернизм» (от французского «moderne» — современный, новейший) за бессодержательностью должен быть отброшен; «неоромантизм» следует признать недостаточным, ибо он указывает лишь на типологическое сходство этого течения в ряде признаков с романтизмом начала XIX в., а не на специфические его особенности (защиту этого термина см. у С. А. Венгерова, Этапы неоромантического движения). Ныне, наряду с Д., наиболее употребителен термин «символизм». Некоторые считают эти термины равно обозначающими одно и то же явление. Однако следует, сохранив права гражданства каждого, их разграничить. «Символизм» как термин шире термина «Д.», по сути дела являющегося одной из разновидностей символизма (см.). Термин «символизм» — искусствоведческая категория — удачно обозначает один из важнейших признаков стиля, возникающего на основе психики Д. Но можно различить и иные стили, возникающие на этой же почве (напр. импрессионизм). И в то же время «символизм» может и освобождаться от Д. (напр. борьба с Д. в русском символизме). Иногда термин Д. употреблялся в биологическом смысле, означая патологические признаки психо-физического вырождения в области культуры (М. Нордау и др.). С социологической точки зрения термин Д. применим для обозначения проявлений социально-психологического комплекса, свойственного всякому общественному классу, находящемуся в стадии упадка, особенно же нисходящему господствующему классу, вместе с которым приходит в упадок целая система общественных отношений (Плеханов, Искусство и общественная жизнь). Характерными чертами Д. обычно считаются: субъективизм, индивидуализм, аморализм, отход от общественности, taedium vitae и т. п., что проявляется в искусстве соответствующей тематикой, отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, падением ценности содержания, преобладанием формы, технических ухищрений, внешних эффектов, стилизации и т. д.

Примеры в изобилии доставляет эпоха упадка буржуазного капитализма, в древности — эпоха падения Римской империи и др.

Наиболее яркими представителями Д. на Западе являются: Ш. Бодлер, П. Верлен, Фр. Ницше, Метерлинк, Гюисманс, Пшибышевский и др. Группу русских декадентов так наз. «старшего поколения» в 80-х — 90-х гг. образуют такие поэты и беллетристы, как Бальмонт, А. Добролюбов, Коневской, Ф. Сологуб, Мережковский, Зинаида Гиппиус, а также «ранний» Брюсов. Если, по мнению Плеханова, литературное развитие русского Д. и не вполне еще соответствовало существовавшей в России системе капиталистических отношений, то корни его следует искать в условиях реакции 80-х и начала 90-х гг. Русские декаденты учились у художников-декадентов той страны, где система капиталистических отношений уже клонилась к упадку, а буржуазия успела выделить своих писателей-упадочников. Вот почему «занесенное к нам с Запада, оно и у нас, — указывает Плеханов, — не перестает быть тем, чем было у себя дома: порождением „бледной немочи“, сопровождающей упадок класса, господствующего в Западной Европе».

После революции 1905 писатели-декаденты стали очень популярны, т. к. их творчество было созвучно упадочным настроениям тех социальных групп, которые отвернулись от революции.

0

4

Декадентство

«Словарь терминов изобразительного искусства»:

Декадентство — (от позднелатинского decadentia — упадок) общее наименование кризисных явлений европейской культуры 2-й половины XIX — начала XX вв., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Сложное и противоречивое явление, имеет источником кризис общественного сознания, растерянность многих художников перед резкими социальными антагонизмами действительности. Отказ искусства от политической и гражданских тем художники-декаденты считали проявлением и непременным условием свободы творчества. Постоянными темами являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям и идеалам.

0

5

Декаданс, Декадент, Декадентство

«Современный толковый словарь русского языка» (2004):

Декаданс [дэ], -а; м. [франц. dékadence от лат. decadentia — падение]. Книжн. 1. Упадок, культурный регресс. 2. = Декадáнтство.

Декадент [дэкадэ и дэкаде], -а; м. Последователь декадентства. Поэты-декаденты. < Декадентка, -и; ж. Декадентский, -ая, -ое.

Декаденстство [дэкадэ и дэкаде], -а; ср. [от франц. décadent — упадочный]. Общее название антиреалистических направлений в литературе и искусстве конца 19 — начала 20 в., характеризующихся неприятием жизни, утончённым эстетизмом, индивидуализмом. < Декадентский, -ая, -ое.

0


Вы здесь » Amazing city » Декоданс » Что такое декоданство?