ОСТОРОЖНО СТАТЬЯ КУСАЕТСЯ
Готы (готич. 𝔊𝔬𝔱𝔥, готск. 𐌲𐌿𐍄, тру. готЭ) — субкультура, по идее, любителей готик-рока и сопутствующей музыки, а также всего мрачного, темного, мертвого и готишного. Определение «настоящей готики» было, есть и будет предметом холиваров, а потому данная статья его дать и не пытается. Как и все нормальные субкультуры, делится на тру, не совсем тру и совсем не тру, причем каждая часть считает правильной именно свое видение готики, а остальных относит к позерам.
Субкультура это много людей, одинаково не таких, как все.
Ну а если серьёзно
С точки зрения банальной эрудиции, субкультура — это тусовка духовно богатых фанатов какого-либо жанра музыки или любого другого предмета массового задротства, которые отличаются характерным имиджем, жаргоном, вкусами, и придумывают для себя какое-нибудь специальное название (готы, панки, байкеры, etc). С точки зрения социологии, субкультурой является вообще всё, что не «доминирующая культура». То есть, пенсионерки с косынками, узкие профессионалы со специфическим жаргоном, зэки с татуировками и феней — тоже образуют субкультуры. К той или иной субкультуре принадлежит любой человек, в том числе и ты, анонимус.
Большинство современных субкультур берёт своё начало в фэндоме, который прошёл все стадии развития, разросся и готов перейти на новый этап. Теперь фанатов объединяет нечто большее, чем просто интерес к предмету. У них появляются общее мировоззрение, стиль жизни и другие черты «обычной» культуры. При этом не всякий фандом является субкультурой, а субкультура в свою очередь унаследует все свойства и фандома, в том числе и уязвимость перед коммерческими проектами. В стремлении угнаться за «модой», которую диктует им субкультура, фанатики будут скупать майки, значки и прочую атрибутику, высасывающую из них последние карманные деньги. Однако если фанат не желает опускаться подниматься до уровня субкультуры, он может остаться просто фанатом, не приобщаясь к тусовке. И хотя фэндом и субкультура — это не одно и то же, грань между ними порой настолько нечёткая, что установить диагноз с первого раза бывает сложно.
Наиболее ярким примером сабжа являются «молодёжные субкультуры», в просторечии — «неформалы». Их главная фишка в том, что они выделяются на фоне масс своим экстравагантным внешним видом и не менее вызывающей жизненной позицией. Неформалы — это юные бунтари, которые смотрят на предков и прочих, кто «не в теме», как на стадо. Однако при этом в силу каких-то причин они не могут полностью отказаться от ценностей традиционной культуры и огородиться от внешнего мира. Особенно это касается школоты, у которой фактически нет никаких прав и свобод выбора и действий. Они вынуждены находиться в обществе нормальных людей, которые их не понимают, из-за чего испытывают постоянное чувство дискомфорта, и вообще ненавидят традиционный образ жизни и стремятся его уничтожить. Глубоко в душе каждый неформал мечтает, что его субкультурка когда-нибудь станет доминирующей и захватит мир.
Несмотря на название «молодёжные субкультуры» имеют свойство стареть со временем. Для того чтобы не умереть им необходимо постоянно искать свежую кровь, что в принципе не так уж сложно. Принадлежность к молодёжной субкультуре в пубертатный период — это вполне нормально, ибо гормоны играют. Скорее даже наоборот — ненормально отсутствие такого стремления. Как говорил толстый тролль Винни Черчилль, кто в пятнадцать лет не был бунтарём, у того нет сердца, а кто к сорока годам продолжает этим заниматься, у того нет мозгов. Так что остаётся только посочувствовать порадоваться за тех, кто остаётся верен своей идее на протяжении всей жизни.
Механизм пополнения Существуют две основные причины массового притока народа в молодёжные субкультуры — это эскапизм и юношеский максимализм. В первом случае психически уязвлённый человек просто бежит от системы и нередко находит единомышленников. Во втором случае — следствие переходного возраста с тем же отчаянным непринятием системы. Годам эдак к пятнадцати среднестатистический человек насмотревшись MTV и передач про политику (но при этом ничего в ней не понимая) ВНЕЗАПНО осознает, что жизнь — дерьмо, а общество потреблядства может только плодить быдло. В поисках иного жизненного пути можно либо стать героем, либо смириться и стать как все, либо потянуться в компанию таких же идиётов и присоединиться к «борьбе за свободу». Оба варианта ведут к похожим результатам за исключением того, что эскапизм можно «подхватить» в любом возрасте, а от ЮМ можно с возрастом излечиться.
Приобщение к субкультуре начинается с сознательного или бессознательного копирования жаргона, манер поведения и даже вкусов, которые считаются труЪ в тусовке. Субкультура дает хомячку то главное, чего весь остальной мир дать не может — социальный статус. Естественно, в подсознательной погоне за статусом, в группе всегда будут попытки быть святее Папы Римского, отсюда постоянная борьба с позёрами и еретиками, стычки с другими субкультурами, внутренние срачи о вкусах и так далее.
По понятным причинам в интернете освоение субкультур происходит намного быстрее, чем в реальности. Зайдя на сайт, посвящённый какому-нибудь профессии или хобби, типа тех же реконов, можно очень легко стать участником процесса и получать с этого всего лулзы. Не исключено, что ты, анонимус, читая эту статью уже стал частью довольно популярной сегодня среди школьников всех мастей интернет-субкультуры под названием «луркоёбы». Удивлён?
Но вернемся к своим баранам:
По́зер или позёр (англ. poser, фр. poseur) — индивидуум, причисляющий себя к некоторой субкультуре, однако по причине запущенного ФГМ способный лишь перенять её внешние отличительные признаки. Высокая концентрация позеров в одной точке пространственно-временного континуума способна порождать движения, являющиеся уродливыми братьями-близнецами труЪ-движений. Позер может считать себя крутым гитаристом имея гитару за over 9000 долларов и при этом не знать ни одного аккорда, или байкером, если тот умеет кататься на байке в кожанной куртке. Также в общем смысле позёр - самоуверенный, самовлюблённый, самонадеянный, наглый человек. Будьте бдительны! Возможно вы и являетесь одним из них ХД
Олдскул
На самом деле первые готы являлись продолжением панк-движухи конца 70х, т.е занимались не эзотерической литературой, нытьем и посиделками со жмуриками, а вероятнее всего пьянками и беспорядочными половыми связями. Из панка же пошла мода на эпатажные наряды, прически и макияж для срыва шаблона у быдла и собственного увеселения. Девственную, как рваные колготки Питера Мерфи, историю о ранней готике луркать здесь.
А на самом деле термин впервые употребил Мартин Ханнет, продюссер Joy Division, по другой версии термин пошёл от прозвища солиста группы Sex Gang Children, которого Айан Эстбери из Southern Death Cult называл «Count Visigoth», а его фанов величал «готами». Анонимус всё помнит! Так-то
АЦЫ
Ультра-олдскул
Но даже самые олдскульные готы не имеют абсолютно ничего общего (sic!) с германским племенным объединением готов эпохи Великого Переселения Народов (что не мешает некоторым приколистам использовать это созвучие в своих шутках), ориентировочно в 200 году н. э. распавшимся на 2 части: остготов (остроготов) и вестготов (визиготов). Именно остготы окончательно уничтожили Вестерн Роман Эмпайр, и до их выпиливания Юстинианом вполне успешно управляли Италией. Вестготы же успели пару веков поправить Испанией, пока их в свою очередь не отправили в расход мусульмане.
Единственное, что «готов» нынешних связывает с готами тогдашними, это готское письмо, вернее его мутации. В более-менее современном виде готический шрифт появился через 500 лет после того, как Те Самые Готы стали историей, а в наше время используется для готишных надписей на альбомах, в никах, и, например, в интро этой статьи. В интернетах этой страны встречается чаще всего единственный массовый кириллический готический шрифт Gothic Rus, чьей вездесущестью мы обязаны группе Ария, украшавшей им альбомы.
Древние готы доставили средневековой Европе столько шухера, что запомнились надолго. С тех пор, если изнеженным европейцам что-то казалось «варварским», «грубым», они это называли «Готик». Таким макаром «готическим» обозвали шрифт, потом — вид архитектуры, потом — жанр романтических ужастиков, происходивший в декорациях этой архитектуры.
Одним словом, к середине ХХ века у слова «готика» было значение, никакого отношения к музыке и грустным постпанкам в чёрном не имеющее. Так что, когда к музыке и ее фанатам случайно прилип ярлык «готика», то и от них начали ждать чего-то соответствующего. А не дождавшись — придумали себе сами.
Что характерно, постпанки слово «готика» считают своей собственностью, и на употребление его по прямому словарному значению обзываются херством. Впрочем, они обзываются херством на все, что видят.
Уже не торт
Ныне узкоспециальный олд-скул гот как таковой вымер, да и чёрт бы с ним. А вымер потому, что новым поколениям захотелось, чтобы за словом «гот» скрывалось нечто большее, нежели описанное выше. В наше время под «готикой» понимают целую кучу слабо связанных друг с другом стилей музыки, и никто толком не может объяснить, по какому же общему признаку их нужно объединять и как отличить «готику» от «не-готики». Почему, например, нынешние готы торчат от электронных дарквэйва и индастриала и «приготнённого» металла, но гоняют ссаными тряпками любую «альтернативу», которая на жанровом древе вроде как ближе
В этой стране, и на загнивающем западе «готикой», в зависимости от степени фимоза, могут назвать практически любую музыку (да и любой другой вид искусства), куда каким-либо макаром просочились:
Тема грусти, анальной боли и страдания.
Тема романтики смерти, кладбищ с кельтскими крестами, вампиров и т. п.
Люди в черной одежде и с черным макияжем.
И прочая подобная дребедень (См. херка).
То же самое и с субкультурой — в наше время готик-субкультура больше похожа на набор мало похожих друг на друга тусовок, которым зачем-то дали общее название. Нынешняя шварц-тусовка скорее представляет собой толпу небыдла с былинным ЧСВ, где каждый видит в каждом позера и херку, хотя и сам по сути ничем от них не отличается.
Также в окологотишной среде перманентно и вяло протекает холивар между олд-скульщиками и херками на тему, насколько связана эта самая готика с собственно средневековой культурой (готические соборы и т. п. ну ты понел) и т. н. готическим направлением современного искусства (Лавкрафт, По и подобное). Связана на первый взгляд слабо, ибо первые группы, названные готическими, не будучи пораженными пандемией ФГМ, петь могли абсолютно на любые темы, не задрачиваясь на стереотипах. Но с тех пор уже народилась толпа новых групп и фанатов, для которых граф Дракула — великий кормчий, а Брендон Ли и Джонни Депп — обязательные плакаты на стенке, так что все относительно.