Вверх страницы
Вниз страницы

Amazing city

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Amazing city » Музыка » Народная музыка


Народная музыка

Сообщений 1 страница 13 из 13

1

Бурятская музыка

Бурятская музыка представлена как исполнителями из Российской Федерации (Республика Бурятия, Агинский Бурятский Автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский Автономный округ), так и исполнителями бурятского происхождения из Монголии и Китая.
Народная музыка
Народное музыкальное творчество бурят представлено многочисленными жанрами: эпическими сказаниями (улигер), лирическими обрядовыми, танцевальными песнями (особенно популярен танец-хоровод ёхор) и другими жанрами. Ладовая основа — ангемитонная пентатоника. В песенном творчестве прибайкальских бурят (Иркутская область) преобладает неполная пентатоника, состоящая из 3 и 4 звуков.
Для восточных бурятских песен характерны широкий диапазон, распевность, широкие интервальные ходы, полный 5-ступенный звукоряд. В западных бурятских песнях (сэгээ зугаа) преобладают узкообъёмные лады (ангемитоника), вариантно-попевочное строение, их отличают прихотливость ритмики, обилие орнаментики. Песни: обрядовые, исторические, лирические, хвалебные и т.д.
Народная традиция пения восточных бурят почти не знает динамических оттенков. Обычно поют песни «во весь голос», на широком дыхании, сильным открытым звуком. Эта особенность, по-видимому, объясняется тем, что испокон веков бурятское вокальное музицирование происходило на открытом воздухе в степи.
Такая протяжная песня — продукт скотоводческого пастушьего племени. Создатели протяжной песни — пастухи, пасущие стада в степи.
Первые записи бурятских народных песен были собраны и опубликованы И. Г. Гмелиным (1852 год), затем И. С. Стальбрассом и К. Штумпфом (1887 год), А. Д. Рудневым (1909 год).

Музыка советского периода

В 1920-е годы появляется профессиональная музыкальная культура.
В 1920-е годы в Бурятии появляются музыкальная школа, передвижные музыкальные курсы. В феврале 1924 года Верхнеудинский духовой орестр НКВД передали в распоряжение Наркомпроса. Оркестр назывался государственный духовой оркестр. Капельмейстер оркестра Срулевич записал 10 вариантов бурятских мелодий. Оркестр был первым духовым оркестром, исполняющим бурятскую музыку[1].
В 1929 году в Улан-Удэ была открыта музыкально-театральная студия, на базе которой в 1931 году был создан техникум искусств.
У истоков профессиональной музыкальной культуры Бурятии стояли композиторы: П. М. Берлинский, М. П. Фролов, В. И. Морошкин, балетмейстеры: И. А. Моисеев, М. С. Арсеньев, дирижёр М. А. Бухбиндер, педагоги: Т. Глязер, В. Обыденная, режиссёры: И. Туманов, Александр Васильевич Миронский (1899—1955), актер и режиссёр Г. Ц. Цыдынжапов и другие.
Исследования бурятского музыкального фольклора ведут Б. Саямонт, П. М. Берлинский, Г. В. Башкуев, В. И. Морошкин, Б. Б Ямпилов, Д. Д. Аюшеев, Б. В. Олзоев, Д. С. Дугаров.
В 1938 году в Бурятском драматическом театре была поставлена первая национальная музыкальная драма «Баир» П. М. Берлинского на текст Г. Ц. Цыдынжапова и А. Шадаева. В 1940 году драма была поставлена во второй редакции совместно Б. Б. Ямпиловым. Во многих национальных театрах СССР в то время музыкальная драма была переходным жанром к опере.
В 1939 году был создан Оркестр бурятских народных инструментов (в настоящее время Оркестр бурятских народных инструментов БГТРК им. Ч. Павлова).
20 декабря 1939 года Президиум ЦИК Бурят-Монгольской АССР принял постановление о реорганизации национального драматического театра в музыкально-драматический. В 1948 году музыкальный театр был отделён от драматического. На основе музыкального театра был создан Бурятский театр оперы и балета.
В 1940 году была поставлена первая бурятская опера «Энхэ-Булат батор» М. П. Фролова по мотивам национального эпоса.
В 1956 году был поставлен первый бурятский балет «Свет над долиной» С. Н. Ряузова. 27 февраля 1956 года открылся I съезд композиторов Бурятии.

Композиторы

Бурятские композиторы:
Б. Б. Ямпилов написал оперы: «У истоков родника» (поставлена в 1960 году Бурятским театром оперы и балета), «Прозрение» (1967 год Бурятский театр оперы и балета), «Чудесный клад» (1970 год Бурятский театр оперы и балета). Балеты: «Красавица Ангара» совместно с Л. К. Книппером (поставлен в 1959 году Бурятским театром оперы и балета), «Патетическая баллада» (1967 год Бурятский театр оперы и балета); оратория «Гудящие сосны» (1965 год); симфоническая сюита «Цветущий край» (1953 год); Симфонические танцы (1959 год).
Д. Д. Аюшеев написал оперную трилогии: «Побратимы» (1958 год Бурятский театр оперы и балета), «Братья» (1961 год Бурятский театр оперы и балета), «Саян» (1967 год); симфонические картины «Таёжные песни» (1964 год); симфоническая поэма «Богатая долина» (1970 год).
Ж. Ж. Батуев написал балеты: «Во имя любви» совместно с Б. С. Майзелем (1958 год Бурятский театр оперы и балета), «Цветы жизни» (1962 год Бурятский театр оперы и балета), «Чурумчуку» (поставлен в 1965 году в Якутске), «Гэсэр» (1967 год Бурятский театр оперы и балета), «Джангар» (1971 год); для симфонического оркестра «Колхозная сюита» (1949 год).
В. Л. Наговицин написал: Квартет №2 (Бурятский) (1965 год), "10 бурятских народных песен" (Обработка для голоса и фортепиано), Песни на слова бурятских поэтов.
А также Г. Г. Дадуев (1914 — 1958), С. С. Манжигеев, А. А. Андреев, Б. О. Цырендашиев и др.

Музыканты и певцы

Певцы: народные артисты СССР Л. Л. Линховоин, К. И. Базарсадаев, народный артист РСФСР Б. М. Балдаков (1918 — 1974), Н. К. Петрова, заслуженные артисты РСФСР В. П. Манкетов, В. Д. Лыгденова, К. И. Гомбоева-Языкова, заслуженный артист Бурятской АССР Д. Ц. Дашиев.

Артисты балета: народный артист СССР Л. П. Сахьянова, народный артист РСФСР П. Т. Абашеев, заслуженный артист РСФСР Т. Е. Гергесова, заслуженные артисты Бурятской АССР Ц. Е. Бадмаев, Ф. С. Иванов.

0

2

Татарская народная музыка

Татарская народная музыка — татарский музыкальный фольклор.

Первые записи татарских народных мелодий представлены в «Азиатском музыкальном журнале» (Астрахань, 1817), поздние — в работах А. Ф. Риттиха, В. А. Мошкова, в начале XX века — в зарубежных публикациях Р. Лаха, Г. Шюнемана. Планомерное собирание и систематизация татарской народной музыки начались лишь в конце XIX века. Изданы сборники народных мелодий С. Г. Рыбакова (1897), М. И. Султанова (1916), М. И. Берг (1923), А. В. Затаевича (1933), известных татарских фольклористов А. С. Ключарёва (1941, 1955), М. А. Музафарова (1964), М. Н. Нигмедзянова (1970, 1976, 1984), Дж. Х. Файзи (1971), З. Н. Сайдашевой (1979), Р. А. Вамба (1981). Записана и наиболее изучена, в основном, татарская народная музыка последних веков. Некоторые формы татарской профессиональной музыки устной традиции ещё не выделены как самостоятельные и рассматриваются в русле фольклорных традиций.
Основные виды татарской народной музыки: песни (тат. көйле җырлар) — светские и духовные, отличающиеся друг от друга интонационно и ритмически, баиты, напевы дастанов и поэтических произведений (в том числе и авторских), такмаки (плясовые и игровы), танцевальные мелодии, инструментальные пьесы и наигрыши. Напевы внекультовой речитации (чтения) Корана в домашнем, особенно женском, кругу могут отличаться от общемусульманских.
Как и некоторые другие, татарская народная музыка одноголосна, её звуковая система чаще всего представляет ангемитонную пентатонику. Наиболее распространённый вокальный жанр — песня — имеет две основные формы (иногда они сосуществуют в рамках одного произведения как запев и припев) соответствующие двум основным формам текста — «кыска җыр» (короткая песня; 8-7 сложный стих) и «озын җыр» (длинная песня; 10-9 сложный стих).

0

3

Музыка Китая

Музыка Китая насчитывает несколько тысячелетий своего развития. Она испытала воздействие музыкальных традиций Среднего Востока, Центральной и Южной Азии, Юго-восточной Азии. Она также впитала элементы музыки народов, входивших в состав китайского государства (уйгуров, тибетцев, монголов, чжурчженей, маньчжуров и т.д.), и в свою очередь оказала значительное влияние на музыку Кореи, Японии, некоторых народов Юго-восточной Азии и бассейна Тихого океана. Китайская музыка с древности развивалась под воздействием религиозных и философско-идеологических доктрин.

В конфуцианских трактатах разрабатывалась космологическая концепция природы музыки, подчёркивалась её общественная и политическая роль. Музыка в конфуцианстве рассматривалась как одно из средств управления государством, а также как существенный фактор воспитания людей и достижения общественной гармонии.

Согласно представлениям даосизма, музыка должна была содействовать проявлению естественных психоэмоциональных реакций человека, слиянию его с природой.

Буддийское мировоззрение подчеркивало мистическое начало в музыке, помогающее постижению сути бытия, процессу духовного совершенствования человека.

Понятие юэ в китайской культуре означало не только музыку, но и другие виды искусства, а также нечто прекрасное вообще, характеризующееся высокой степенью организации. Многоуровневое символическое мышление в музыке отражало попытки установления соответствий отдельных музыкальных тонов, музыкальных инструментов, видов и жанров музыки с элементами мироздания и социально-политическими системами. Так в системе люй-люй звуки 12-ступенного звукоряда связывались с периодами суток, с положением Солнца и Луны, с месяцами года и т.п. На основе этой системы был создан пентатонический звукоряд, ступени которого связывались с пятью типами семантического интонирования в китайском языке, и отождествлялись с пятью стихиями природы, сторонами света, с рангами социальной иерархии и т.д. Звучание инструментов (особенно церемониальных оркестров) поддерживалось в точном соответствии с выработанной шкалой звуковых высот. Китайцы были убеждены, что её нарушение могло иметь катастрофические космологические и социально-политические последствия.

В V-III веках до н. э. к пентатоническому звукоряду были добавлены два дополнительных звука. Таким образом была создана 7-ступенная гамма, соответствующая лидийскому ладу. Ладовая концепция китайской музыки наиболее активно разрабатывалась в период Сун (X-XIII вв.) учёными-музыкантами Шэнь Куа, Цай Юаньдином, Шан Янем, Шэнь Юаньцином. Структура лада (тяо) определялась тем, какой из 12 тонов был выбран в композиции в качестве опорного. Теоретически количество ладов составило 84, на практике применялось значительно меньше. Сформированная в древности китайская музыкальная нотная система, созданная на основе иероглифов, существует и поныне в нескольких разновидностях (люй-люй, 5- и 7-тоновая, гунчэпу (工尺譜), и другие). Этническая музыка ханьцев основана на гетерофонии, где музыканты исполняют версии одной и той же мелодической линии. Исполнение музыки, танцев и оперы обычно сопровождается ударными инструментами.

Отличия традиционной китайской музыки от европейской

«Теория китайской музыки базировалась на широко распространенном в странах Древнего Востока принципе признания определяющей роли единого звука, т.е. звука, взятого отдельно. В этом и заключается коренное отличие теории музыки большинства стран Древнего Востока и античности, в которой главенствующая роль отводится мелодическому обороту» Н.Иофан.

"Двенадцатиступенчатый звукоряд, соответствующий двенадцати месяцам года, состоит из двух «взаимопроникающих звукорядов» – инь (минорного) и ян (мажорного). Пять музыкальных тонов, составляющих систему китайской пентатоники, соответствуют «пяти элементам», «пяти постоянствам», пяти планетам, пяти цветам. При исполнении музыки «пять постоянств» находятся в равновесии". (Т.Григорьева "Японская художественная традиция" )

Долгое время непонимание смысла китайской музыки приводило к неприятию её европейскими музыкантами. В книге «Вечера в оркестре» (1853) Гектор Берлиоз писал о китайской музыке: «Напев, гротескный и даже весьма неприятный, заканчивался, как в любом нашем самом пошлом романсе, на ключевой ноте; ни разу не отклонился он от тональности и лада, заданных в самом начале. Дробный, монотонный по ритмическому рисунку аккомпанемент исполнялся... в полнейшем диссонансе с нотами голоса... Музыка у китайцев и индийцев, если бы она у них вообще была, походила бы на нашу; но в этой области они пребывают в полнейшем мраке варварства и инфантильного невежества, сквозь которые едва пробиваются малочисленные, неуклюжие и неуверенные ростки. Народы Востока называют музыкой то, что мы назвали бы шумом»

История

От древности до династии Суй

Лакированная подставка с набором колоколов. Из гробницы маркиза И. 256г. до н.э.

Первые упоминания о музыке китайцев восходят к IV – III тысячелетиям до н.э., они отражены в легендах и мифах. Первые документальные свидетельства о музыке относятся к XVI – XI векам до н.э. В XI – VIII веках до н.э. складывается традиция ритуальных оркестров (литофоны бяньцинь, наборы бронзовых колоколов бяньчжун, различные виды колоколов – хун-чжун, гоудяо, юн, бо и др., барабаны гу, глиняные окарины сюань и т.д.). О развитых формах вокального творчества свидетельствует «Книга песен» («Шицзин», созданная в XI - VI веках до н.э.), в которой собраны магические песни, оды (чжэнъя, сяоя, и др.) и гимны суи.

В поздний период эпохи Чжоу (V-III вв. до н.э.) под воздействием конфуцианской доктрины формируется разработанная система придворных церемониалов, которые сопровождались музыкой и пением. Каждому этапу церемонии соответствовали установленные последовательности вокальных и инструментальных композиций. Во время правления династии Цинь (221-207 гг. до н.э.) при дворе было создано учреждение Дасыюэ, ведавшее государственными церемониями и музыкой.

Начиная с эпохи Хань до периода Северных и Южных царств (206 до н.э. – 581 н.э.) музыкальная культура переживает значительный подъём. Важнейшими видами придворного искусства становятся я-юэ – музыка официальных конфуцианских церемоний, и су-юэ – музыка светских увеселений, простонародная музыка, которая представлена многими локальными разновидностями. Чиновники специальной музыкальной палаты Юэфу, в том числе видные музыканты Сыма Сянжу и Цай Юн, занимались собиранием традиционных песен различных областей Китая.

В этот период развивается традиция оркестров большого состава - от 300 до 800 исполнителей, инструменты в которых делились на 8 групп по материалу изготовления. Подобные оркестры сохраняли важную роль на протяжении всей дальнейшей эволюции китайской музыки. В это же время складывается традиция сольного исполнительства на струнных инструментах – цине (особо в кругах учёной элиты) и пипе, в искусстве игры на которой сложилось несколько исполнительских школ (школы Су Чжипо, Цзи Ли, Ли Яньняня и др.)

Династии Суй и Тан (581-907)

Период правления династий Суй и Тан – время расцвета древней китайской музыки. Так называемый «танский стиль» в искусстве, в том числе в музыке получил распространение также в Корее, Японии, Вьетнаме. В это время в Китае действуют специальные канцелярии – Даюэшу, курировавшая канонические и простонародные виды музыки, и Кучуйшу – отвечавшая за придворные оркестры. Придворная музыка была поделена на две основные разновидности – ли-пучи (музыка на открытом воздухе) и цо-пучи (исполняемая в помещении). Эти две разновидности включали в себя разные жанры: я-юэ, су-юэ, музыку банкетов (янь-юэ), инструментальную музыку (ху-юэ), военную музыку (кучуй), театральную музыку (сан-юэ), музыку для циня (цинь-юэ). Янь-юэ исполнялась оркестрами, имеющими в составе, помимо китайских, инструменты Индии, Кореи, стран Индокитая, государств и городов Центральной Азии. В репертуаре таких оркестров кроме китайских произведений была музыка всех этих стран (так наз. «Шипучи» - «10 видов музыки»). К VII веку придворные оркестры еще более расширяют свой состав (до 1500 исполнителей).

В начале VIII века открылось пять специальных учебных заведений, в том числе при императорском дворе «придворная школа» («Цзяофан»), и «Грушевый сад» («Лиюань»). В домах образованных людей распространяется традиция камерного музицирования на струнных и духовых инструментах (флейте ди, арфе кунхоу, цине, пипе и др.). Среди известных музыкантов этого периода – Сюй Хэцзы, Хэ Маньцзы, Ли Гуйнянь, Дуань Шаньбэнь. Поэтическая форма ши (четверостишие) использовалась видными поэтами Бо Цзюйи, Ли Бо и их коллегами для создания песен, исполняемых певицами в сопровождении лютни. В IX – X веках в городах получают распространение песенные сказы и эпизоды из буддийских канонических книг в форме бяньвэнь, которые исполнялись профессиональными сказителями.

Период династий Сун, Юань, Мин и Цин (960 – 1911)

В период нового расцвета конфуцианской идеологии при династии Сун (960 – 1279) осуществляется попытка возрождения древних традиций придворной музыки, появляются новые утонченные виды музыки, в том числе песенно-поэтическая форма цы, исполнявшаяся в сопровождении струнных инструментов. Становятся популярными зрелищные искусства. Это разыгрываемые в балаганах (вацзы) песенные сказы с инструментальным сопровождением (чжугун-дяо, популярные в XII – XIII веках, и др.); многочисленные драмы чуаньцзю; музыкальные драмы наньцю (южные), использовавшие новые для Китая инструменты, такие как сона, 4-струнная монгольская лютня (хубосы). Период династий Юань – Мин (XIII – XVII века) явился кульминацией развития традиционной музыкальной драмы, оказавшей воздействие на музыкальные традиции других стран Дальнего Востока (Корея, Япония) и Юго-Восточной Азии (Вьетнам). Среди множества локальных разновидностей (хайяньские, сюяоские, гэяньские и т.д.) в XV – XVI веках в Южном Китае особо выделяется жанр куньцзю (куньшаньская пьеса). С началом XVI века этот жанр распространяется и в Северном Китае, а среди его мастеров прославились Вэй Лянфу, Лян Чэньюй (Лян Болун), и Чжан Етан.

XX век

С началом XX века китайские музыканты получают специальное образование в городах Европы, а в Китае создаются музыкальные учебные заведения (музыкальные отделения при университетах) и оркестры западноевропейского типа. Особый вклад в развитие китайской музыки этого периода внесли Сяо Юмэй, Цай Юаньпэй, Хуан Гуанси, Лю Тяньхуа. В 1920-х годах по инициативе Сяо Юмэя и Цай Юаньпэя основана консерватория и создан симфонический оркестр. В связи с ростом национально-освободительного движения возникают формы патриотической песни (с 1930х годов – против японских захватчиков), получивших массовое распространение, особенно среди молодёжи. С начала 1920-х годов с ростом китайского коммунистического движения формируется массовая песенная культура. Для революционно-патриотических песен использовались древнекитайский поэтический жанр цы и мотивы традиционных песен. Среди композиторов этого периода следует упомянуть несколько важных имен – это Не Эр, автор «Марша добровольцев» ставшего гимном КНР, Тянь Хань, Чжан Шу, Ань Э, Мэн Бо, Ша Мэй.

После образования КНР (1949) культурная политика государства была направлена на усиление роли литературы и искусства среди широких слоев населения. В Пекине организованы Всекитайская ассоциация литературы и искусства и Союз работников музыки (с 1959 года – союз китайских музыкантов). При содействии специалистов из СССР формировалась система музыкального образования; были открыты консерватории (Пекин, Шанхай, Тяньцзинь), музыкальные институты (Ухань, Шэньян, Сиань, Чэнду), Институт китайской народной музыки (Пекин) и музыкальные училища в различных городах. В них преподавали замечательные музыканты и композиторы – Хо Лутин, Чжао Фэн, Юй Исюань, Мяо Тяньжуй, Ли Лин, Чэнь Хун, Цзэн Лянинь и др. Развернулась работа по изучению традиционной китайской музыки (Ян Иньлю, Чжан Хундао, Ли Юаньцин). Организовывались фольклорные ансамбли, популярностью пользовалась Пекинская музыкальная драма (связана с деятельностью актёра Мэй Ланьфана), развивались жанры массовой песни (Ма Кэ, Ли Хуаньчжи). Также были созданы камерно-инструментальные и симфонические произведения (композиторы Ма Сицун, Цюй Вэй, Чжу Цяньэр); выдвинулись китайские музыканты-исполнители (пианисты Лю Шикунь, Ли Минцян и др.).

С начала 1960-х годов, и затем в ходе «культурной революции» музыка служила иллюстрацией политических лозунгов пекинского руководства; было запрещено исполнять традиционную китайскую музыку, подверглись гонению сочинения зарубежных композиторов, а также произведения китайских композиторов, написанные до 1966 года. Ставились создаваемые коллективно так называемые «образцовые музыкальные драмы» в жанре цзинцзюй («Красный фонарь», «Шацзябан» и др.) балеты («Седая девушка»), а оркестровая музыка включала только китайские национальные инструменты. Музыкальные коллективы были расформированы, музыкальные учебные заведения закрылись. С 1980х годов вновь активизируется самодеятельное творчество, создаются новые профессиональные ансамбли и оркестры, налаживается исследовательская работа современной и традиционной музыки, совершенствуется музыкальное образование.

Среди известных композиторов: Ли Хуаньчжи, Лю Чжи, Цюй Сисянь, Цюй Вэй, Чжу Цзяньэр, Чжу Цюфэн, Ван Мин, Ши Гуаньнань, У Цзучан, Ду Минсинь, Ян Динсянь, Хуан Анлун, Чжэн Цзигян, Тань Дунь, Е Сяочан. Известные дирижёры – Ли Дэлунь, Ян Лянкун, Хуан Сяотунь, Цао Пэн, Чжэн Сяоинь. Известные певцы – Чжоу Сяоянь, Вэй Чисянь, Ху Сунхуа, Чжан Юэнанаь, Ли Гуанси, Мян Нинь, Ван Кунь, Чжан Цзяньи, Ли Гуи, Ху Сяопин, Чжань Маньхуа, фу Хайцзин. Известные пианисты – Вэй Данвэн, Ли Чжэн; скрипачи – Шэн Чжунго, Ху Хуэн, Сюэ Вэй; известные исполнители на народных инструментах – Лю Дэхай (пипа), Чжан Чжэхуа (эрху), У Диньлюэ, У Вэнгуан (цинь).

В КНР издается около 40 музыкальных журналов, и ежегодно проводятся музыкальные фестивали. С 1988 года в КНР функционируют 8 высших музыкальных учебных заведений, Союз музыкантов, Центральный государственный театр оперы, Китайский оперный театр, симфонические оркестры во многих крупных городах, Театр китайской песни и танца, Центральный оркестр китайских народных инструментов, и т.д.

Музыкальная культура XIII – XVII веков характеризовалась интенсивной музыкальной жизнью монастырей и дворцов, городских кварталов, сельских местностей. Среди множества местных вокальных, инструментальных и танцевальных стилей можно упомянуть яньгэ (народные танцы с пением), лянжэньчжуань и лянжэньтай (пьесы-диалоги), хуагу, хуадэн (традиционные песни и сценки под музыку), тибетская нанма (танец с речитативом). Широко распространяются локальные разновидности песенных сказов: дагу (под барабан и струнные), циньшу (в сопровождении цитры), таньцы (в сопровождении пипы), цзоучан (театрализованный сказ в лицах) и др., сохранившие своё значение и в XX веке. Складываются мелодические типы сказов – баньцянти, ляньцюйти и т.д., которые в зависимости от темпа исполнения делятся на две категории: быстрые – куайбань, и медленные – маньбань. В XIII – XIV веках в китайской музыке выделяются две традиции: северная и южная. Для северной характерны героическая тематика, простота музыкального языка, использование 7-ступенных ладов; для южной – преобладание лирических образов, более утонченная техника исполнения, пентатонические звукоряды, преобладание деревянных духовых инструментов. Инструментарий китайской музыки к этому времени включал свыше 100 разновидностей музыкальных инструментов: среди струнных щипковых – цитры цинь, чжэнь, гусли сэ, лютни пипа, юэцинь и др.; среди смычковых (группа хуцинь) – эрху, баньху, сыху, цзиньху, и др.: духовые – продольная флейта сяо, многоствольная свирель пайсяо, поперечные флейты чи и ди; сона (род гобоя), губной орган шэн; среди ударных различные барабаны – большой цзяньгу, глиняный ху, односторонний малый баньгу, тамбурин яогу; наборы бронзовых колоколов бяньчжун и т.д.

В начале периода правления династии Цин (1644-1911) наметилась тенденция к демократизации музыкальной культуры. Появляются разновидности городской музыкальной драмы (на основе локальных драм), венцом которых стала пекинская музыкальная драма цзинцзюй. С начала XIX века в связи с осложнившейся внутри- и внешнеполитической обстановкой (так называемые «опиумные войны» европейских стран против Китая) придворные музыкальные традиции переживали период упадка; с концом последней династии (1911г) придворные оркестры и театральные труппы были распущены. Воздействие на китайскую культуру западноевропейской музыки, начавшееся в XVI – XVII веках, на рубеже XIX – XX веков усилилось. Важнейшим центром западноевропейской культуры стал Шанхай. Китайское влияние на классическую западную музыкальную традицию сказалось в творчестве двух известных композиторов – Густава Малера, написавшего «Песнь о земле» на тему семи стихотворений четырех китайских поэтов (Ли Бо, Чжан Цзи, Мэн Хаожаня и Ван Вэя), и на творчестве американского композитора и музыкального теоретика Джона Кейджа («Музыка перемен», «Музыка воды», «Музыка зимы»). В обоих случаях речь идет о влиянии на музыкальное мышление композиторов философии чань.

Инструментальная музыка
Основная статья: Китайские музыкальные инструменты

Инструментальное исполнение в традиционной китайской музыке сольное и ансамблевое (небольшие оркестры, играющие на щипковых и смычковых струнных, флейтах, цимбалах, гонгах и барабанах).

Китайская бамбуковая флейта и гуцинь относятся к древнейшим инструментам человечества. По традиции, инструменты классифицируются в зависимости от материала звучащего элемента: бамбук, глина, дерево, камень, кожа, металл, тыква-горлянка, шёлк.

Китайская опера
Основная статья: Китайская опера

Китайская опера — представление, сочетающее как пение и инструментальную музыку, так и художественную пластику и ряд других зрелищных элементов, генетически восходит в основном к юаньской драме XIII—XIV веков. Среди современных жанров китайской оперы наиболее известна Пекинская опера. Жанp китайской оперы куньцюй был объявлен объектом нематериального достояния человечества ЮНЕСКО.

Кроме включения в понятие оперы художественной пластики и выражения характера актёров через грим и одежду, для китайской оперы характерны высокие регистры пения, и приуроченность музыки к сценическому действию, со значительными ускорениями и замедлениями.

Среди характерных аккомпанирующих инструментов в китайской опере используется суона, цзинху, эрху и другие струнные инструменты, и обязательные ударные, включая барабаны.

Народная музыка

Народная музыка ханьцев бытует на свадьбах и похоронах, и как правило включает гобой-сону и набор ударных, известный как чуйгушоу. Мелодический репертуар разнообразен и может включать мелодии западных популярных песен и мелодии из фильмов. В деревнях на севере Китая бытуют ансамбли из шэна, соны, флейты дицзы и ударных (в первую очередь гонгов юнло). Традиция северных деревень связана с придворной и храмовой музыкой Пекина, Сиани, Утайшаня и Тяньцзиня.

0

4

Музыка Тибета

Тибетская музыка включает музыкальные традиции, с древности развивавшиеся населением высокогорных районов Гималаев (ныне эти районы входят в состав Китая, Индии, Бутана и Непала). Она также испытала значительное воздействие музыкальных традиций Центральной и Южной Азии.

Наиболее ранние музыкальные образцы тибетской музыки связаны с ритуалами анимистических культов, в первую очередь с древней религией бон (декламации и танец шаманов под аккомпанемент ударных инструментов). В древности также существовали разнообразные вокальные жанры — эпические песни бродячих музыкальных групп «бе-да», исполняющих сказание о Гэсэре, широко известные в Центральной и Восточной Азии, и др., а также различные и весьма своеобразные локальные стили — песни-танцы «кхабдро» (Бутан), сольное пение «жунгдра», песни в сопровождении лютни «нангма» (КНР) и другие. Наиболее характерным для тибетской музыки является антифонное пение.

В традиционной тибетской музыке широко применяются струнные инструменты (многие из них китайского и монгольского происхождения): символ тибетской песни шестиструнная лютня драньен, семиструнная непальская лютня, двух — или четырехструнная скрипка «пиуан», 25-струнная цитра «гьюман». В качестве духовых инструментов используются — поперечные флейты «линбу» и «донглам» (так называемая сиротская флейта).

В VII—IX веках с распространением буддизма музыкальные традиции Тибета тесно переплетены с культовой практикой дзонгов (крепостей-монастырей). Вокальная музыка в этой новой культуре представлена песнопениями, исполняемыми в низком регистре, в ограниченном голосовом диапазоне, с богатой орнаментацией напева. Эти песнопения исполнялись как на тибетском языке, так и на санскрите. Среди них различаются речитации-песнопения — чодон, чоджод, чодеб, появление которых относят к VII веку — они просты по структуре и использовались не только в буддийских ритуалах, но и в светских церемониях; а также появившиеся в XI веке «джанг», которые обладали более развитой интонационной структурой и всегда исполнялись в медленном темпе. В ансамблевом пении выделялись ведущие голоса (умдзад) с особой техникой вокала, для которой были характерны частое применение регистровых переключений, типа йодлей, а также подчеркнутые вздохи в качестве ритмических акцентов. Нередко встречаются имитации голосов животных, связанных с системой символов буддизма.

С IX—X веков особое значение в тибетской музыке приобрел распев религиозно-мистических гимнов гур. Наибольшую известность получили гимны жившего в 11-12 вв. поэта-мистика Миларепы (сборник «Океан мелодий»). Инструментальные композиции не играют самостоятельной роли в буддийских церемониях, их роль сводится к разделительным интермедиям между песнопениями. В состав инструментального ансамбля, обычно это 12 — 18 музыкантов, входят: духовые — гьялинг (типа гобоя), дунгчен (металлическая труба), дунгкар (рог из раковины), канглинг (короткий металлический рожок, ранее изготавливался из человеческой кости); ударные — различные виды барабанов, гонг карнгаи, колокольчик дрилбу. Музыка, исполняемая на всех ритуальных инструментах, обычно строится на мелодических и ритмических формулах, имеющих определенную семантику. В тибетской музыке применяется специфическая нотная система, мнемонического характера.

В буддийских ритуалах важная роль принадлежит циклам магических танцев, исполнение которых сопровождается барабаном нгашунку и тарелками ролмо. Появление такого типа танцев относят к добуддийскому периоду, однако к XV—XVI векам они стали составной частью ритуально-мистической драмы чам (по-монгольски — цам), которая популярна и поныне.

В тибетской культуре существует и более светская танцевальная драма — аче-лхамо. Она основана на буддийских легендах, и сопровождается речитативными декламациями, сольным и хоровым пением.

С середины XX века на территориях, населенных тибетцами, стали возникать культурные учреждения современного типа — в Непале Центр искусства и ремесел в Тхимпху (с 1950х годов), в Индии — Институт тибетологии Намгьял в Гангтоке (с 1958) и Тибетский Институт сценических искусств (c 1959, en:Tibetan Institute of Performing Arts). Эти институты много сделали для исследования тибетской музыкальной культуры и ее популяризации. Современные тибетские буддийские музыканты и исполнители участвуют в разнообразных концертах — проповедях, а также иногда сотрудничают с европейскими музыкантами и исполнителями, неравнодушными к буддийской тематике.

0

5

Чеченская музыка

Чеченская музыка — для образцов чеченского музыкального народного творчества характерны диатонический склад, сопоставление гармоний соседних ступеней, кварто-квинтовые и секундо-квинтовые созвучия, 2- и 3-голосие в хоровых и инструментальных произведениях. Хроматизмы и увеличенные секунды в мелодиях отсутствуют.

Ритмика остра, часто встречаются смена размеров и чередование триолей с чётным ритмическим делением, особенно в танцевальных мелодиях (чаще всего — лезгинка).

Народные мелодии отличаются разнообразием жанров. Это героико-эпические песни — илли, иллеш (часто в форме речитатива), исполняемые мужчинами.

К хоровым песням мужчин относится назма (обычно 2- и 3-голосные); к лирическим женским и девичьим — эшарш, халхаран йиш, имеющие много местных вариантов. Среди инструментальных наигрышей — ладуга йиш.

Народные инструменты: дечиг-пондур (струнно-щипковый), атух-пондур (струнно-смычковый); духовые — шедаг (свирель), зурна, маа (из рога); ударные — вота (двухсторонний барабан), жиргиа (бубен); цузам (из гусиного пера со скрипучим звуком); широкое распространение получила восточная гармоника.

0

6

Азербайджанская народная музыка

Азербайджанская народная музыка неотделима от музыкального искуссства других народов Ближнего и Среднего Востока, однако она отмечена самобытностью, ярким национальным своеобразием.

Народная музыка Азербайджана отличается разнообразием жанров — это песня, танец, ашугское творчество, мугам. Как и в песнях, в танцах нашли своё отражение тип темперамента их создателей.

В азербайджанской народной музыке существуют 7 основных ладов или мугамов: Раст, Шур, Сегях, Чахаргях, Шуштер, Баяты-Шираз, Гумаюн и несколько дополнительных мугамов.--> Семантика лада раст имеет важное значение, для мужественных и героических танцев. В женских танцах чаще применяются сегях, шур. В своей работе «Основы азербайджанской народной музыки» композитор Узеир Гаджибеков пишет:

По метро-ритмическому построению азербайджанская народная музыка подразделяется на музыку с четко выраженным метрическим размером и на музыку без какого-либо метра. Музыку с четко выраженным размером образуют народные песни, все виды народных танцев, а также «теснифы» (вокальная музыка) и «ранги» (инструментальная музыка). Размеры этих форм самые обыкновенные, т. е. 6/4, 4/4, 3/4, 2/4, 4/8. 6/8. 3/8. Совершенно отсутствуют такие размеры, как 7/8, 5/4, которые встречаются в музыке других народов Востока. Размер 4/4 является более характерным для азербайджанской музыки, чем

Музыкальные инструменты

Азербайджанские музыкальные инструменты довольно разнообразны (их около 60). Широко распространены духовые - тутэк, баламан, или балабан, зурна; струнно-щипковые - тар, саз (его разновидности: дшурэ-саз - маленький саз, бейюк-саз - большой саз, голтух-саз - подмышечный саз), уд, канон; струнно-смычковые - кеманча; ударные - дэф (бубен), нагара, гоша-нагара. Среди старинных инструментов, вышедших из обихода,- зурна, кавал, мусигар, нэсрир, пейпур, эрганун (духовые); саз, тар, уд, кяманча, чаганэ, пандура (струнно-смычковые); бербет, руд, рубаб, канун, чянг (струнно-щипковые); тэбль, кус, думбек (ударные).

1 мая 1932 года композитор Узеир Гаджибеков создал первый нотный оркестр азербайджанских народных инструментов им. С.Рустамова, а в январе 2000 года при Азербайджанской государственной филармонии был создан Азербайджанский государственный оркестр народных инструментов.

Мугам

Муга́м основной жанр азербайджанской музыкальной устной классической традиции наряду с песенно-танцевальным фольклором. В 2003 году ЮНЕСКО объявило мугам одним из «шедевров устного и нематериального наследия человечества»[5].

Текстами мугамов служат обычно стихи поэтов-классиков. Для мугамов характерны элементы многоголосия: выдерживание в аккомпанементе опорных ступеней вокала мелодии, имитационное построение партии тара и кеманчи. Контрастность мелодичных линий возникает в разновидности этого жанра - зерби-мугамах, в которых импровизационная вокальная партия звучит на фоне остинатных, ритмически чётких мотивов инструментов сопровождения ("Эйраты", "Аразбары" и др.). Известные мугаматисты 19-20 вв. - певцы Гаджи Гули, Кечачи Мамед, Ислам Абдуллаев, Меджид Бейбутов, Мешади Джамиль Амиров, Джаббар Карягды, Сеид Шушинский, Зульфи Адигезалов; таристы Садых Асад оглы, или Садыхджан (реформатор тара и основатель школы современной игры на этом инструменте), К. Примов, М. Мансуров, А. Бакиханов. В нач. 20 в.особую популярность имел ансамбль, в который входили Д. Карягды, К. Примов, С. Оганезашвили (кеманчист); ансамбль концертировал и за пределами Азербайджана (Варшава, Киев, Петербург и др.). Среди современных мугаматистов - певцы X. Шушинский, А. Алиев, С. Кадымова, Ш. Алекперова, таристы Б. Мансуров, Э. Дадашев, Г. Мамедов и др. Большая часть мугаматистов родом из Карабаха, в частности из г. Шуши.

Ашугская музыка

Иск-во ашугов включает в себя крестьянский фольклор. Оно импровизационно, но имеет определённые стилистические признаки (многократные точные или вариантные повторы коротких попевок, иногда одного звука, небольшой диапазон мелодий и др.) Среди выдающихся ашугов прошлого - Гурбани, А. Туфарганлы (16 в.), Шикесте Ширин (18 в.), Алескер (19 в.); современности - А. Рзаев, М. Байрамов, И. Юсифов, Ш. Годжаев и др

0

7

Русская народная музыка

Русская народная музыка берёт начало в фольклоре славянских племен, живших на территории Киевской Руси. Так как этнический состав населения был очень разнородным, русская музыка включала в себя, кроме славянских, также финно-угорские, тюркские и другие прототипы. Многие виды дошедших до нашего времени (начало XXI века) песен имеют языческие корни, иногда с влиянием христианской обрядовости.

Среди основных жанров народной музыки можно выделить календарные обрядовые песни, свадебные, эпические, танцевальные и лирические песни. Народная музыка была больше песенной, чем инструментальной (возможно, под влиянием церковного запрета на музыкальные инструменты в храме); исполнялись частушки. Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен. Наиболее распространены: струнные инструменты (балалайка, гудок, гусли), духовые инструменты (дудка, жалейка/рожок, кугиклы (флейта Пана). В летописях упоминаются: военные трубы, охотничьи рога, бубны. Такие инструменты, иногда ассоциирующиеся с русской музыкой, как баян (гармонь), мандолина, гитара, являются инструментами западноевропейского происхождения, и распространились в России сравнительно поздно (XIX—XX века).

0

8

Марийская музыка

Мари́йская му́зыка («мари сем» или «марий сем», переводится как «марийская песня») — лирическая и танцевальная музыка, создаваемая на основе народных финно-угорских мелодий. Долгое время была частью народного искусства: мелодии и слова передавались изустно, от поколения к поколению. Первые нотные записи появились в 20-е годы XX века. Многие аудиозаписи были сделаны после появления первых ленточных магнитофонов. В настоящее время они переводятся на компакт-диски и в MP3. Песни исполняются на марийском языке.

Мелодии

Марийские мелодии состоят из повторяющихся «музыкальных линий», эти «линии» не перекрываются и не разрываются. Мелодии основаны на традиционном музыкальном звукоряде — пентатонике (кроме так называемой марийской эстрадной музыки). В музыке преобладают высокие ноты. Традиционные музыкальные инструменты — барабаны (тӱмыр), флейты из тростника (шиялтыш), волынки из бычего пузыря (шӱвыр), гусли (кӱсле, карш) и деревянные трубы (пуч). Своеобразен однострунный музыкальный инструмент конгон (коҥгоҥ). В современных записях звучат баян и скрипка.

Песни о любви (среди них особое место занимают «песни печали») сильнее выражают чувства, чем современная музыка, так как не предназначены для широкого распространения. Как старые, так и новые записи ежедневно передаются в эфир Марий Эл радио, но так как всё вещание идёт на марийском языке, это музыка, предназначенная «для своих».

Ритмы марийской музыки

Во многих танцевальных мелодиях используются ритмы, подчеркивающие «слабую долю», то есть второй и четвёртый счет каждого такта. Марийская музыка содержит и более сложные ритмические рисунки — например, ритм «четыре четверти» поверх ритма «одна вторая» с подчеркиванием начала каждого четвёртого такта (это связано с танцем) или мелодия с двойным подчеркиванием «слабой доли» женским голосом (за счёт особого произношения гласных букв в финно-угорских языках).

Другие народные ритмы

Такие «раскачивающиеся» ритмы весьма распространены в народной музыке — они создавались в разное время в разных частях планеты, но оказались очень похожи (их основа одинакова, поскольку они созданы для танца). Похожий ритмический рисунок, «афро-карибский ритм», используется в ямайской музыке ска и регги, созданной в середине XX века на основе народных мелодий. Такие же ритмы можно услышать в блюзе и музыке соул.

0

9

Музыка Молдавии

Народная музыка

В молдавской народной музыке наиболее распространены семиступенные лады (дорийский, ионийский, лидийский, миксолидийский, фригийский, эолийский) с интервальной организацией между соседними ступенями в целый тон и полутон. Также встречаются лады, которые включают один или два полуторатоновых интервала, и уменьшённый лад. Молдавская музыка в основном диатонична. В инструментальной музыке встречаются хроматизмы. Важное место в молдавском народном творчестве занимают колинды, где преобладают архаичные ладовые структуры. Музыка колинд, наряду с танцевальной музыкой, имеет древнее происхождение, восходящее к эпохе синкретизма.

Особенностью молдавской музыки является ладовая переменность. Наиболее распространён мажоро-минор, чуть менее миноро-мажор. Если при мажоро-миноре произведение обычно начинается в мажоре и кончается в миноре, то при минорно-мажорной системе в мажор представляет собой временное отклонение от основной тональности, когда произведение начинается и заканчивается в миноре.

Присутствуют в молдавской музыке и такие формы, как бочет (причитание) и городской романс, пришедший в Молдавию в конце XVIII века. Богато народное творчество и инструментальными мелодиями, которые выполняют функцию сопровождения к танцу, а зачастую являются и самостоятельными художественными произведениями.

К духовым инструментам, используемым для исполнения народной музыки, относятся бучум, кавал, най, тарагот, тришка, вентильный тромбон, труба, чимпой, флуер; к струнным — виолончель, кобза, контрабас, скрипка, цимбалы; к ударным — барабан. В прошлом были распространены бухай, дайря, дрымба, лэута, сурла, трымбица, тумбелик.

В советское время становятся популярными ансамбли «Мэрцишор», «Кодру», «Чобэнаш», «Чокырлия» и Валентина Кожокару, Сергей Лункевич, Константин Москович, Николае Сулак, Тамара Чебан. Народные песни исполняют также Надежда Чепрага и София Ротару.

Среди современных исполнителей народной музыки следует выделить Василия и Виталия Адваховых, Дойну Арсене, Арсения Ботнару, Сергея Бэлуцела, Валентина Голомоза, Зинаиду Жуля, Василе Иову.

С 2005 года во многих населённых пунктах Молдавии работает радио «Норок» («Noroc»), транслирующее народную музыку

0

10

Музыка Словакии

Музыка Словакии — фольклорная музыка словаков и авторские произведения словацких композиторов.
Традиционная словацкая музыка состоит из 4 видов музыки:
травнице — хоровое пение без инструментов
игра на фуяре — традиционном словацком инструменте
игра на цимбалах
оркестр: игра на скрипках, контрабасе и басе

0

11

Ирландская народная музыка

Ирла́ндская наро́дная му́зыка очень разнообразна: от колыбельных до застольных песен, от медленных инструментальных мелодий до быстрых зажигательных танцев, и в них огромную роль занимает использование вариаций и нюансов ритма и мелодии. Традиционная ирландская танцевальная музыка включает в себя рилы (музыкальный размер 4/4), джиги (наиболее распространён размер 6/8[1]) и хорнпайпы. С начала XIX века в Ирландии популярна полька, привнесённая учителями танцев и вернувшимися из Европы солдатами[2]. Сетовые танцы предположительно существуют с XVIII века[3]. Позднее как вариант шотландского страспея в Ирландии появилась мазурка[4].

В XX веке началось возрождение ирландской традиции; стали популярны аккордеон и концертина,[5] стали проводиться соревнования по ирландскому степу и кейли[6], широко поддерживаемые образовательной системой и патриотическими организациями. Стал популярен шан-нос (ирл. sean-nós, «старый стиль»)[7], стиль исполнения песен и танцев на старый манер.

На Белфастском фестивале артистов в 1792 Эдвард Бантинг подготовил первое собрание традиционных ирландских мелодий и песен, которые издал в 1796. Томас Мур, ирландский поэт, широко использовал работы Бантинга в своем известном сборнике «Ирландские Мелодии», впервые изданном в 1807.

Благодаря широкой эмиграции ирландцев в США, ирландская музыка стала широко известна в Америке, и оттуда — по всему миру[8]; побывавшие на гастролях музыканты, в свою очередь, вносили проамериканские изменения в свой стиль исполнения[9].

Среди используемых в ирландской народной музыке инструментов — бойран, гитара, ирландский бузуки, ирландская скрипка (имеется ввиду манера исполнения на скрипке), флейты (в том числе ирландская флейта) и вистлы, ирландская волынка, кельтская арфа, аккордеон и концертина, банджо, губная гармошка.

0

12

Этническая музыка

Этни́ческая му́зыка (этника, этно) — ближайший аналог английского термина «World music» (музыка народов мира, музыка мира). Это в первую очередь азиатская и африканская музыка, адаптированная под североамериканские и европейские стандарты коммерческой звукозаписи, а также современная «западная» музыка с широким использованием заимствованных из традиционной народной музыки (различных культур мира) и классической музыки неевропейских традиций звукорядов, инструментов, манер исполнения и т. п. В произведениях этнической музыки применяются звуки «хоомей», джембе, дудука, ситара, волынки, диджериду. Распространено семплирование народных инструментов и пения.

В музыкальной индустрии словосочетание может использоваться как синоним народной музыки. Такое использование следует признать сознательной или бессознательной дезинформацией слушателя, поскольку (если исходить из синонимичности понятий «этническая музыка» и «World music») запись в коммерческой студии, и вообще любой акт, связанный с получением прибыли за производство музыки, ни при каких условиях не является традиционным действием, и соответственно имеет лишь символическое отношение к народной музыке.

Терминология

Английский термин «world music» относится ко всей музыке, не являющейся частью современной западной музыки и берущей начало вне сферы культурных влияний Западной Европы и англоязычных стран. World music можно определить, как «местная музыка извне»[1] или «чья-то ещё местная музыка» [2].

Термин получил распространение в 1980-х годах как название раздела классификации таких явлений в музыкальной индустрии. В эту категорию попадает:
народная музыка;
современная популярная западная музыка с явно выраженными элементами «родной» для Запада народной музыки (например, кельтская музыка);
музыка, возникающая (в основном с середины XX века) как сплав этнической музыки двух или более развивающихся стран, обычно с взаимным влиянием современной западной (например, афро-кубинская музыка, рэггей).

Принятый в русском языке термин «этническая музыка» является компромиссным: термин «world music» (музыка мира) звучит в переводе непонятно, а термин «народная музыка» частично дискредитирован советской официальной культурой и некорректен по отношению к классическим традициям музыки Востока. Поэтому был взят термин «ethnic music», в английском языке исторически описывающий линейку музыкальной продукции, выпускаемую специально для восточных рынков и для эмигрантов из стран Востока (в первую очередь из Индии).
История

Обращение западной цивилизации к экзотическим для неё традициям народной музыки и музыки других цивилизаций уверенно прослеживается начиная с музыки барокко. Существует множество музыкальных произведений на стыке этнической и классической музыки. При этом следует отметить композитора Антонина Дворжака, написавшего «Славянские танцы» под влиянием народной музыки народов Центральной Европы, и «Симфонию № 9» («Из нового света») под влиянием народной музыки негров и аборигенов Северной Америки. Большое влияние этническая музыка (особенно музыка Востока) оказала на таких американских композиторов XX века, как Генри Коуэлл, Джон Кейдж, Лу Харрисон и Алан Хованесс.

В 1960-х годах многие рок-музыканты прибегали к средствам традиционной музыки Востока. Например, в музыке The Beatles появились индийские элементы, а участников группы учил играть на ситаре известнейший индийский музыкант Рави Шанкар.

В ту же эпоху широкую популярность приобрел относимый в англоязычной культуре к «мировой музыке» стиль регги, берущий начало в духовной музыке Ямайки, и его крупнейший исполнитель Боб Марли.

В 1980-х годах на западе произошёл очередной всплеск интереса к этнике. С одной стороны — западные музыканты искали новых влияний и открывали для себя народную музыку, с другой стороны — этническая музыка были перспективной с точки зрения маркетинга и музыкальной индустрии. Тогда появились радиопередачи («World of Music» на радиостанции «Voice of America», «D.N.A: DestiNation Africa» на «BBC Radio 1Xtra», шоу Andy Kershaw на «BBC Radio 3», и прочие), фестивали (WOMAD), лейблы («Real World» Питера Гэбриела, основанный в 1988; "Piranha Music"; World Music Network; «Luaka Bop» Дэвида Бирна), специализирующиеся на этнической музыке. В России так же есть не мало лейблов специализирующихся на World Music и этнике: Sketis Music, Dom Records, Dolina Bortanga и другие. В связи с общим упадком индустрии физических носителей из реально действующих российских world music лейблов можно выделить только Sketis Music.

Произошло её пересечение с такими стилями как рок-музыка (некоторые работы Питера Гэбриела и Роберта Планта, Ят-ха), поп-музыка (например: т. н. latin pop, Шакира), электронная музыка (этно-электроника: Волга, Токэ-Ча, Deep Forest, Yarga Sound System, Иван Купала), Ят-ха, State of Bengal). Несколько обособленно на этом фоне стоит московская лаборатория звука - "Руда Нави", хотя ее творчество в большей степени относится к экспериментальному эмбиенту (Trip Ambient) многие треки проекта являются отличными примерами этно эмбиента с северными и индейскими корнями.

Особо стоит отметить армянского дудукиста Дживана Гаспаряна, который записал саундтреки к нескольким голливудским кинофильмам. Нельзя также не упомянуть Николая Ооржака одного из замечательнейших шаманов Западной Тывы, исполняющих традиционную музыку своего народа. В его исполнении вы можете услышать и горловое пение и многое другое.

В России за последние годы жанр этнической и world музыки становится все более и более популярным. Яркими образами российской world music сцены стали такие группы и музыканты как Инна Желанная, ТЛ "Руда Нави", Ва-Та-Га, Намгар, Волга, Волков Трио, Сергей Старостин, Хуун-Хуур-Ту, Иван Смирнов, Степанида Борисова|Якутия, Yarga Sound System, Нино Катамадзе, Пелагея, Барабаны АШЕ, Sandal.
Инструменты

Примерами инструментов этнической музыки (нередко заимствованных и другими жанрами) являются ситар, диджериду, калимба, варган, бубен, кото, перкуссия и другие

Примерами этнического вокала могут служить: горловое пение, русское народное пение, йодль и другие

Если говорить о русской этнической музыке (фольклоре), то можно выделить довольно много традиционных русских (славянских) инструментов: гусли, гудок, жалейка, свирель, рожок и другие

0

13

Фолк-музыка

Фолк-музыка (от англ. folk music — народная музыка) — общий термин для обозначения разновидностей популярной музыки, основанных на традиционной народной музыке (преимущественно европейских народов) или включающих в себя элементы народной музыки.

В английском языке термин также употребляется для обозначения народной музыки.
История

Фолк-рок. Это музыкальное направление оформилось в конце 50-х — начале 60-х годов, когда ритмические приёмы, получившие распространение в поп-музыке, стали использовать для аранжировки народных мелодий. Одним из первых известных исполнителей фолк-рока стал американский певец и композитор Боб Дилан. Наивысшая популярность фолк-рока пришлась на середину 60-х, когда на эстраде появились такие авторы и исполнители как Ричи Хейвенс, Джони Митчелл, Мелани, а также самые разные группы, использовавшие в своих композициях элементы народной музыки.
Поджанры
Фолк-рок
Фолк-метал
Психоделический фолк
Неофолк (дарк-фолк)
Фолк-панк (riot fok)
Фолк-джаз
Электрофолк
Психофолк

0


Вы здесь » Amazing city » Музыка » Народная музыка